Кулиш Светлана Сергеевна, учитель-логопед

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: «Буква Б, звуки [Б] и [Б’]».

Лексическая тема: «Дикие животные холодных и жарких стран».

Цель: подготовка детей к обучению грамоте; формирование лексики и грамматического строя речи детей.

Задачи:

1. Уточнить артикуляцию звуков [Б] и [Б’].

2. Закреплять связь звука с буквой.

3. Формировать фонематические представления, развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

4. Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

5. Закреплять навык дифференциации фонем по твёрдости-мягкости.

6. Учить образовывать множественное число имён существительных по теме «Дикие животные холодных и жарких стран».

7.  Развивать диафрагмальное дыхание.

8. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

9. Развивать зрительное внимание.

10. Учить координировать речь с движением.

Оборудование:

ИРМ для развития диафрагмального дыхания (чашки), предметные картинки по теме «Дикие животные холодных и жарких стран», сигналы, звуковые линейки, кассы букв, ИРМ для развития мелкой моторики (штриховка), компьютер/ноутбук для демонстрации слайдов.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте ребята! Сейчас, чтобы занять свои места, назовите мне слова, состоящие из двух слогов.

Дети называют слова и садятся на свои стульчики.

2. Развитие диафрагмального дыхания.

Логопед. Ребята, послушайте стихотворение:

Десять весёлых стрижат

Встретить гостей спешат.

Пригласили они бегемота –

Он живёт здесь у болота.

Позвали колючку ежа,

Медведя, зайца, моржа.

Скоро гости у них соберутся,

С пирогами чая напьются.

Пока гости не пришли, давайте научим стрижат пить чай – покажем, как правильно и аккуратно мы дуем на горячий чай. Возьмите, пожалуйста, «чашки». Струя воздуха должна быть плавной. Нельзя, чтобы брызги летели во все стороны. Щёки не надуваем, плечи не поднимаем.

Дети берут в руки «чашки» и выполняют дыхательное упражнение.

3. Уточнение артикуляции звуков [Б] и [Б’].

Логопед. С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Дети. На прошлом занятии мы познакомились со звуками [Б] и[Б’].

Логопед. Что делают наши губы и горлышко, когда мы произносим эти звуки?

Дети. Когда мы произносим звуки [Б] и[Б’], наши губы сомкнуты, а затем раскрываются быстрым выходом воздуха; наше горлышко «работает».

Логопед. Что мы узнали о звуках [Б] и[Б’]? Что это за звуки?

Дети. Звук [Б] – согласный, твёрдый, звонкий.

Звук [Б’] – согласный, мягкий, звонкий.

Логопед. Чем эти звуки отличаются друг от друга?

Дети. Звук [Б] – твёрдый, а звук [Б’] – мягкий.

4. Развитие фонематического восприятия и дифференциации фонем по твёрдости-мягкости.

Логопед. Возьмите, пожалуйста, сигналы. Я буду называть диких животных. Если в названии животного вы услышите звук [Б], то покажете мне синий цвет, если звук [Б’] – зелёный цвет.

Дети берут в руки цветовые сигналы.

Логопед. Барсук, бизон, зебра, барс, бегемот, бурундук, верблюд, белуха, буйвол, белка, бык, обезьяна, зубр, кабан.

На каждое название животного дети поднимают сигналы соответствующего цвета.

5. Формирование фонематических представлений, развитие фонематического анализа.

Логопед демонстрирует детям картинки, на которых изображены следующие животные: зебра, морж, кобра, обезьяна, носорог, белка, верблюд, крокодил, белуха, северный олень, бегемот.

Логопед. Ребята, посмотрите на картинки. Кто на них изображён?

Дети. На картинках изображены дикие животные холодных и жарких стран.

Логопед. Правильно! Пусть каждый из вас выберет по одной картинке, в названии которой есть звуки [Б] и[Б’].

Дети выбирают себе картинки.

Логопед. Теперь на звуковых линейках синим или зелёным кружочком укажите местоположение звука [Б] или[Б’] в слове. Где в слове (в начале, в середине или в конце слова) вы слышите этот звук?

Дети выполняют задание логопеда. Логопед проверяет правильность выполнения задания каждым ребёнком.

6. Закрепление связи звуков [Б] и [Б’] с буквой Б.

Логопед. Ребята, скажите мне, какой буквой обозначаются звуки [Б] и[Б’] на письме.

Дети. Звуки [Б] и[Б’] на письме обозначаются буквой Б.

Логопед. На что похожа буква Б?

Дети. Буква Б похожа на бочку с краном.

Логопед. Найдите эту букву у себя в кассе.

Дети находят букву Б в кассе букв и демонстрируют её логопеду.

7. Динамическая пауза.

Логопед. Ребята, сегодня вы с вами вспоминали о диких животных холодных и жарких стран. Как вы думаете, кто из этих животных самые весёлые, озорные и непоседливые?

Дети. Это обезьяны!

Логопед. Правильно! Давайте встанем со своих стульчиков и на мгновение превратимся в обезьянок. Повторяйте вместе со мной слова и движения.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Ручки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?!

Руки вниз – и наклонились.

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнём,

Посидим и спать пойдём!

Дети вместе с логопедом выполняют упражнение на координацию речи с движением.

8. Образование множественного числа имён существительных по теме «Дикие животные холодных и жарких стран»; формирование фонематических представлений.

Логопед. Давайте, ребята, поиграем в игру «Зоопарк». Я буду директором зоопарка, а вы – моими помощниками. Я даю вам задание привезти в мой зоопарк разных животных, в названии которых обязательно должны быть звуки [Б] и[Б’]. Мы будем расселять их по клеткам и вольерам. Например: Здесь будут жить зебры.

Дети вспоминают соответствующие названия животных.

Дети. Здесь будут жить бегемоты. В этой клетке будут жить обезьяны.

9.  Развитие мелкой моторики и зрительного внимания, закрепление представления о геометрических формах.

Логопед раздаёт детям карандаши и ИРМ для развития мелкой моторики.

f00f3268557a1695069392d85.jpg

Логопед. Скажите, что изображено на ваших картинках?

Дети. На картинке изображён большой квадрат, а внутри него – треугольники, квадраты и прямоугольники.

Логопед. Правильно! Сейчас вы возьмёте в руки карандаши и заштрихуете только треугольники.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Что теперь вы видите на своих картинках?

Дети. Букву Б.

10. Звуко-буквенный анализ и синтез.

Логопед. Ребята, сейчас я вам буду показывать картинки, вам нужно будет назвать картинку, выделить первый звук в этом слове и найти нужную букву в разрезной азбуке. Когда вы выполните это задание, то сможете прочитать слово.

Логопед демонстрирует детям слайды на мониторе компьютера (корзина, аист, бабочка, ананас, носок). 

 Дети выполняют задание и выкладывают слово «кабан».

11. Формирование навыка буквенного синтеза, развитие зрительного внимания.

Логопед. Сейчас я раздам вам листы, на которых нарисованы разные предметы с буквами в середине. Что же за предметы нарисованы на ваших листах? 

f00f3268557a1695069449d30.jpg

Дети. На наших листах нарисованы звёздочки, лимоны, груши, матрёшки, вишенки.

Логопед. Правильно! А в верхнем правом углу листа у каждого из вас нарисован один из этих предметов. Это значит, что если у вас нарисован лимон, то нужно читать только те буквы, которые написаны в лимонах.

Дети читают и называют слова, которые у них получились. 

12. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

Логопед.  Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о каких звуках мы говорили сегодня на занятии.

Дети. Сегодня на занятии мы говорили о звуках [Б] и[Б’].

Логопед. Что мы знаем об этих звуках?

Дети дают характеристику звукам [Б] и [Б’].

Логопед. Какой буквой обозначаются эти звуки на письме?

Дети. Звуки [Б] и[Б’] на письме обозначаются буквой Б.

Логопед. О чём ещё мы говорили на занятии? Какое задание понравилось вам больше всего?

Дети отвечают.

Логопед оценивает деятельность детей, хвалит их за хорошую работу.

18 сентября 2023 в 23:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.